Услуги

Новости рынка недвижимости

13.05.2019 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 марта 2019 г. N 169/пр
"Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки"

В соответствии с частью 3 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5133, ст. 5135) и пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2014, N 12, ст. 1296; N 40, ст. 5426; N 50, ст. 7100; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 660; N 22, ст. 3234; N 23, ст. 3311, ст. 3334, N 24, ст. 3479; N 46, ст. 6393; N 47, ст. 6586, ст. 6601; 2016, N 2, ст. 376; N 6, ст. 850, N 28, ст. 4741; N 41, ст. 5837; N 47, ст. 6673; N 48, ст. 6766; N 50, ст. 7112; 2017, N 1, ст. 185; N 8, ст. 1245; N 32, ст. 5078; N 33, ст. 5200; N 49, ст. 7468; N 52, ст. 8137, 2018, N 24, ст. 3537; N 35, ст. 5549; N 36, ст. 5626; N 38, ст. 5862; N 41, ст. 6246; N 46, ст. 7056; N 48, ст. 7432; N 53, ст. 8666; 2019, N 7, ст. 663), приказываю:
Утвердить:
а) форму уведомления о выявлении самовольной постройки согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
б) перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр     В.В. Якушев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 апреля 2019 г.
Регистрационный N 54413

Приложение N 1
к приказу Министерства
строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства
Российской Федерации
от 19 марта 2019 г.
N 169/пр

Форма

N________________                                   "__"__________ 20_ г.

                           Уведомление
                 о выявлении самовольной постройки
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
       (исполнительный орган государственной власти, должностное лицо,
государственное учреждение или орган местного самоуправления, указанные в
  части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018,
                        N 32, ст. 5133, ст. 5135)

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
          (почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи)
уведомляет_______________________________________________________________
________________________________________________________________________,
     (орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту
нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка
  расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления
                         муниципального района)
что по результатам проведенной__________________________________ проверки
                                  (дата проведения проверки)
на земельном участке____________________________________________________,
                              (кадастровый номер (при наличии)
расположенном___________________________________________________________,
_________________________________________________________________________
                  (адрес или местоположение земельного участка)
выявлен:
1. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____
_________________________________________________________________________
       (назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый
                           номер (при наличии)
на земельном участке, не предоставленном  в  установленном  порядке,  что
подтверждается актом проверки____________________________________________
_______________________________________________________________________.*
                         (сведения об акте проверки)
2. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____
________________________________________________________________________,
(назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер
                              (при наличии)
на земельном участке, разрешенное  использование  которого  не  допускает
строительства на нем данного объекта, что подтверждается актом проверки__
_______________________________________________________________________.*
                       (сведения об акте проверки)
3. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____
_________________________________________________________________________
(назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер
                              (при наличии)
без получения необходимых в силу  закона  согласований,  разрешений,  что
подтверждается актом проверки____________________________________________
_______________________________________________________________________.*
                       (сведения об акте проверки)
4. Факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения____
_________________________________________________________________________
(назначение здания, сооружения или другого строения, кадастровый номер
                              (при наличии)
с  нарушением  градостроительных  и  строительных  норм  и    правил, что
подтверждается актом проверки____________________________________________
_______________________________________________________________________.*
                       (сведения об акте проверки)
Приложение:______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
   (документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки,
  предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32,
    ст. 3301; 2006, N 27, ст. 2881; 2015, N 29, ст. 4384; 2018, N 32,
                                ст. 5132)

────────────────────    ─────────────────    ────────────────────────────
(уполномоченное лицо)       (подпись)            (расшифровка подписи)

   М.П.
(при наличии)
──────────────────────────────
* Заполняется при наличии выявленного факта.
──────────────────────────────

Приложение N 2
к приказу Министерства
строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства
Российской Федерации
от 19 марта 2019 г.
N 169/пр

Перечень
документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки

1. Акт проверки, составленный в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 14, ст. 2022, N 29, ст. 4389), по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264), от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118).
2. Акт проверки, указанный в пункте 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 30, ст. 4235).
3. Акт проверки, указанный в пункте 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 30, ст. 4235).
4. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставленные в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890, N 27, ст. 4237, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4767, N 48, ст. 7052; 2018, N 28, ст. 4139, N 32, ст. 5131, N 53, ст. 8404).

31.03.2019 Банк госкомпании «Дом.рф» объявил об открытии нового ипотечного продукта. Он начинает выдавать жилищные кредиты на покупку готовых или возводимых индивидуальных домов. Дополнительного залога в виде уже имеющейся недвижимости не понадобится. Но и взять кредит под самостоятельное строительство на таких условиях тоже не получится.
Банк госкомпании «Дом.рф» начал выдавать ипотеку на приобретение готовых или строящихся индивидуальных жилых домов. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте банка. «По программе «Банка Дом.рф» не требуется дополнительного залога. В качестве обеспечения принимается приобретаемый дом с земельным участком или права требования на строящийся жилой дом»/
Проще говоря, получить кредит можно без передачи в залог уже имеющейся недвижимости. Но это получится сделать только у двух категорий заемщиков: покупателей готовых коттеджей или же у дольщиков, заключивших ДДУ с работающим на рынке ИЖС девелопером. Взять кредит на самостоятельное строительство дома под залог своего участка в рамках данной программы не получится.
К тому же, и условия выдачи займа отнюдь не самые привлекательные. Минимальный первоначальный взнос — 40%, базовая ставка — 12,5% годовых. Из других условий можно отметить минимальную сумму кредита в 500 тыс. руб. и минимальный срок в 3 года. Соответственно, максимальная сумма займа — 10 млн руб. (для Москвы, Петербурга и прилегающих к двум столицам областей — 30 млн руб.), максимальный срок — 30 лет.
Как можно судить, предлагаемый продукт примерно соответствует тому, который в октябре прошлого года анонсировал замглавы Минстроя Никита Стасишин. «Индивидуальное жилье, как правило, строится хозяйственным способом. Когда жилье строится хозспособом, разве что Сбербанк выдаст небольшое количество кредитов. Но если мы сделаем правильный продукт, чтобы под ИЖС можно было получить ипотеку со схожей с многоквартирным домом ставкой... Если мы будем строить не хозспособом, а индустриальным — думаю, у нас это направление будет развиваться очень серьезно», — говорил тогда Стасишин.
Между тем, в феврале в послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил о необходимости появления ипотеки именно на самостоятельное строительство индивидуального жилого дома. «Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жилье, но и строить свой дом на своей земле. Прошу правительство совместно с Центральным Банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства», — заявил тогда президент.

14.03.2019 Минэкономразвития России разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект, цель которого – комплексное и системное регулирование вопросов правового положения и деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения.
Как указывается в пояснительной записке к проекту, отсутствие в настоящее время комплексного нормативного правового регулирования в данной сфере порождает целый ряд проблем, например, трудности с регистрацией права собственности членов гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки из-за отсутствия у них документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи.
На решение этой и ряда других проблем и направлен рассматриваемый проект. Отметим некоторые из предлагаемых им нововведений.
Так, проектом вводятся понятия "индивидуальный гараж", "коллективный гараж", "некапитальный гараж". Кроме того, в документе дано определение понятия "гаражный кооператив". При этом предлагается считать понятия "гаражный кооператив", "гаражный потребительский кооператив" и "гаражно-строительный кооператив" равнозначными.
Предусмотрено, что использование индивидуальных гаражей, некапитальных гаражей и машино-мест для осуществления в них предпринимательской деятельности не допускается.
Проектом определен механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены возведенные еще до введения в действие Градостроительного кодекса индивидуальные гаражи, и перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами. Предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены коллективные гаражи, а также особенности приобретения и использования имущества общего пользования гаражного назначения.
Кроме того, планируется внести изменения в ряд законодательных актов, в частности в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в нем собираются закрепить, что государственный кадастровый учет здания коллективного гаража осуществляется на основании:
- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
- технического плана здания коллективного гаража;
- и правоустанавливающего документа на предоставленный гаражному кооперативу земельный участок, на котором расположен коллективный гараж.
При осуществлении государственного кадастрового учета коллективного гаража одновременно будет осуществляться государственный кадастровый учет всех расположенных в нем машино-мест и помещений, относящихся к имуществу общего пользования гаражного назначения. Государственная регистрация права собственности на здание коллективного гаража не осуществляется.
А госрегистрация права собственности гражданина или юридического лица, являющегося членом гаражного кооператива, на машино-место (за исключением случая, если машино-место является объектом долевого строительства) будет осуществляться на основании:
- справки этого гаражного кооператива о полной выплате таким гражданином паевого взноса за указанное машино-место;
- и правоустанавливающего документа такого кооператива на земельный участок, на котором расположен данный коллективный гараж.
При отсутствии в ЕГРН сведений о машино-месте государственная регистрация права будет осуществляться одновременно с государственным кадастровым учетом такого объекта недвижимости.
В случае осуществления государственной регистрации права на индивидуальный гараж, сведения о котором содержатся в ЕГРН, представлять технический план соответствующего объекта недвижимости не придется. А если в ЕГРН зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен коллективный или индивидуальный гараж, не потребуется представлять правоустанавливающий документ на занятый указанным объектом недвижимости земельный участок.

Обратите внимание: на период до 1 января 2025 года планируется установить ряд особенностей в части:
- государственного кадастрового учета здания коллективного гаража, построенного до введения в действие Градостроительного кодекса РФ;
- государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права гражданина или юридического лица на машино-место, расположенное в таком коллективном гараже;
- государственного кадастрового учета и (или) госрегистрации права гражданина или юрлица на индивидуальный гараж (в том числе в гаражном кооперативе).
Также планируется обязать органы местного самоуправления поселений или городских округов до 1 января 2022 года проводить мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены индивидуальные или коллективные гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления, в случае принятия поправок, будут установлены законами субъектов Российской Федерации.